Травля в детском коллективе: что делать родителям?

Травля – это болезнь коллектива, с которой сталкивались многие. Большинство школьников становятся невольными участниками травли в качестве наблюдателей. Они чаще всего не поддерживают зачинщика, но и за жертву не заступаются, опасаясь следующим объектом насмешек. Травля начинается с молчаливого согласия большинства и указывает на нездоровую атмосферу в детском коллективе. Там, где попыток поиздеваться над кем-то не допускают взрослые и сами дети, травля пресекается на корню. Задача школьных учителей – выстроить отношения в коллективе так, чтобы травля стала невозможной.

Почему начинается травля

У детей в возрасте младшей и средней школы особенно ярко выражено стремление объединяться в группы и не выделяться. Это слияние с толпой – этап взросления. Позже, где-то к окончанию школы, ребенок перестает отождествлять себя с группой. Наоборот, он начинает противопоставлять себя коллективу, основываясь на своем опыте. Отличаться от других становится потребностью. Но в возрасте от 7 до 14 лет дети стремятся объединиться по какому-то общему признаку и не принимают непохожих, часто пытаясь самоутвердиться за их счёт.

Всё начинается с дразнилок, стычек, которые взрослым могут показаться обычными шалостями. Зачинщик травли и те, кто его поддерживают, выбирают жертву и придираются к любой мелочи. Это может быть «не та» одежда, очки, прическа. Однако внешние особенности второстепенны. Травить начинают тех, кто не может дать отпор. Часто жертвами выбирают не слишком общительных, тихих детей, у которых возможны трудности с социализацией.
Нередко невольным инициатором травли становится учитель. Замечание по поводу оценки или опоздания на урок, допущенное при всём классе, подхватывается детьми. И вскоре жертве буквально не дают прохода. Именно поэтому педагоги не должны допускать оценочных высказываний в отношении кого-то одного при всех.
Участники травли не отдают себе отчета, насколько они травмируют жертву. «Мы так играли, это же весело», «А что такого мы делаем?», «Он просто нам не нравится». Но для жертвы это вовсе не веселая игра.

Как помочь ребенку избежать травли

Оказывать моральное давление проще на неуверенного в себе человека. Конечно, большинство детей и особенно подростков не отличаются уверенностью в себе. И речь не только о жертве, но и об остальных участниках травли.

Ребёнку легко противостоять давлению сверстников, когда он адекватно реагирует на насмешки на пустом месте. Если зачинщикам удалось вызвать эмоциональную реакцию и обидеть выбранную жертву, они продолжат давление. Однако если ребенок не выдаёт ожидаемой реакции, выпады в его сторону прекратятся.

Задача родителей – постараться внушить ребенку, что насмешки станут проблемой, только если он сам их так воспринимает.
Станет ли ребенок глупее, если одноклассник назовет его глупым? Конечно, нет. А вот одноклассник выставляет себя не с лучшей стороны, когда дразнится или обзывается. И не стоит уподобляться зачинщикам и выкрикивать обзывания в ответ. Можно просто сказать: «Если вы хотите так думать – пожалуйста. Меня это не волнует». После такой реакции агрессору станет неинтересно продолжать насмешки на пустом месте.

Что делать, если ребенок столкнулся с травлей

Решать проблему травли должны не дети, а взрослые. И нельзя забывать, что это беда именно коллектива. К сожалению, в школах учителя и руководство часто не придают травле значения или замалчивают проблему. Дело усугубляется тем, что в детских учреждениях нет сотрудника, ответственного за профилактику травли в самом начале.

Если ребенок подвергается издевательствам одноклассников, родители не должны игнорировать это. Нужно обязательно разговаривать с ребенком, объяснять ему, что он не виноват. «Разбор полетов» с указанием на его ошибки лишь усложнит ситуацию. Ребенок окончательно закроется, а ведь ему и так непросто делиться переживаниями.

Не стоит бояться вмешиваться, чтобы не сделать еще хуже. Всё и так уже плохо, и проблему надо решать. Бесполезно разговаривать с зачинщиками травли или их родителями. Нужно поставить в известность классного руководителя, а заодно и руководство школы. В крайнем случае – обратиться в вышестоящую инстанцию. Директора не любят, когда подобные проблемы выходят за рамки учебного заведения. Часто их не решают именно с молчаливого согласия родителей. Классный руководитель и директор могут предложить родителям самим проработать проблему с ребенком или пытаться другим способом снять с себя ответственность за происходящее в школе.

Обязанность классного руководителя – создавать атмосферу, где травлю не поддерживают. И работать нужно не с каждым ребенком по отдельности, а со всем коллективом. Учитель должен объяснить, что если дети проявляют равнодушие к попыткам кого-то высмеять, они становятся участниками травли. Нужно обязательно наглядно показывать детям, как идет процесс оздоровления коллектива. Например, считать, стало ли на этой неделе меньше стычек и неприятных инцидентов.

Хорошо, если школа предлагает детям то, вокруг чего они могут объединиться. Кружки по интересам, секции, тематические мероприятия, совместные выезды – всё это здоровые способы сплотить детский коллектив. Когда детей объединяют позитивные признаки и цели, у них будет и возможность проявить себя не за счет других, а за счет общих увлечений.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *