СДВГ у детей. Как помочь ребенку с СДВГ?

Нет лекарств, которые могут вылечить СДВГ. Также нет психотерапевтических методов, которые позволили бы полностью избавиться от симптомов гиперактивности. Однако это не значит, что люди совершенно бессильны.

Можно помочь ребенку с СДВГ максимально эффективно справляться с трудностями, возникающими в результате расстройств в различных областях его функционирования. Что, безусловно, облегчает функционирование ребенка с СДВГ, так это прозрачная система норм и правил, сообщаемых с конкретными, четкими командами, последовательностью в их исполнении, а также с акцентом на позитивах и усилении желаемого поведения. Тем не менее, отдельные симптомы гиперактивности, чрезмерной импульсивности и расстройств внимания требуют использования дополнительных, специфических стратегий, которые помогут ребенку справиться с ними.

Гиперактивность при СДВГ

При работе с гиперактивностью ребенка очень важно создать соответствующие условия для этой гиперактивности. Другими словами, необходимо, с одной стороны, предоставить пространство для удовлетворения чрезмерной потребности в движении, а с другой – дать ему четкие рамки, то есть определить, где и когда это допустимо, а при каких обстоятельствах это не так. Тем не менее, эта структура должна быть построена адекватно реальным возможностям ребенка. Иногда необходимо позволить ему стать гиперактивным, например, размахивать ногой во время выполнения домашней работы, иначе он вообще не сможет сосредоточиться на задаче.

Часто идея родителей позволить своему ребенку «истощиться» и, таким образом, использовать его гиперактивность в приемлемой форме, является спортом. Действительно, спорт помогает удовлетворить потребность в физических упражнениях. Дисциплина должна, однако, хорошо соответствовать предпочтениям и способностям ребенка – например, не каждый ребенок с СДВГ сможет адаптироваться к правилам командной игры, что может только усугубить его разочарование.

Чрезмерная импульсивность

Жить с чрезмерно импульсивным человеком – не самая легкая вещь. Тем не менее, человеку с СДВГ трудно контролировать повышенную импульсивность, потому что его суть заключается в трудности контроля над своими импульсами. Следовательно, необходимо вмешательство извне, то есть помощь другого человека. Его задача – напомнить о правилах, которые ребенок, несмотря на их знание, не помнит в данный момент. Чтобы такое напоминание было эффективным, стоит придерживаться определенных правил и последовательности действий.

Во-первых, напоминание должно привлекать внимание ребенка, например, прикасаться или смотреть в глаза. Затем напомните принцип в ясной и краткой форме, повторяя его несколько раз по мере необходимости. Такие сообщения также могут быть представлены в графической форме (например, в виде пиктограммы) или посредством сохраненного короткого текста. Следующим шагом является проверка применения правила ребенком в конкретной ситуации.

Может случиться так, что при особенно интенсивной импульсивности будет необходимо создать реальные границы, например, в форме «архитектурных» границ, таких как закрытая дверь в комнату. Тогда в первую очередь каждый ориентируется на безопасность ребенка.

Одним из наиболее сложных проявлений чрезмерной импульсивности детей является неспособность предсказать последствия их действий при недооценке риска опасного поведения. Следовательно, роль другого человека заключается в том, чтобы предвидеть «для ребенка» возникновение рискованного поведения и его последствия (например, карабкаться по гардеробу) и предотвращать такое поведение. Опять же, важно помнить конкретное правило, прежде чем ребенок успевает действовать определенным образом – что-то вроде попытки всегда быть на шаг впереди ребенка. Чтобы свести к минимуму опасность недооценки рисков, необходима максимальная согласованность.

С чрезмерной импульсивностью часто связаны трудности, с которыми ребенок сталкивается в ожидании чего-либо. Такое нетерпение можно увидеть, например, в том, что ребенок прерывает разговоры других людей и вмешивается в разговор. Может быть полезно найти знак, который означает “не перебивай!” и – через его использование – напоминать ребенку об этом правиле. Чтобы не вступать в вечные непростые дискуссии с ребенком, можно – в значительной степени и для собственного удобства – постараться прервать беседу краткими, ясными и последовательными сообщениями.

К сожалению, эти стратегии, хотя и полезны во многих случаях, не гарантируют успех при любых обстоятельствах и для каждого ребенка. Иногда нужно просто смириться с его природой…

Нарушения внимания при СДВГ

Хорошо начать помогать ребенку с расстройствами внимания, организовав пространство таким образом, чтобы оно не действовало как отвлекающий фактор, то есть еще один элемент, отвлекающий ребенка, например, во время выполнения домашней работы. Ограничением конкурентных стимулов может тогда стать «пустой стол» с только необходимыми предметами на нем, прикрывающий окно, полки игрушками или звукоизоляцию комнаты.

Еще одной трудностью у ребенка с СДВГ из-за дефицита внимания будет невозможность выбрать разные куски материала и выбрать те, которые действительно важны. Тогда ему наверняка поможет другой человек показать, что важно и на что следует обратить внимание.

Стратегии, которые помогают сократить объем задач и время, необходимое для их выполнения, часто оказываются эффективными. Другими словами, речь идет о том, чтобы разбить задачу и указывать на ее части по очереди – по мере выполнения работы.

Использование этих стратегий часто требует многолетней кропотливой работы, которая приносит результаты только через долгое время. Это также требует – что важно – широкого участия семьи и школьной среды ребенка. Несмотря на эти затраты, стоит рискнуть. Если это удастся, то поможет ребенку лучше справиться с симптомами расстройства.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *