Роль отца в воспитании ребенка

В наше сложное беспокойное время маленькому ребёнку без активной духовной помощи родителей весьма непросто стать в будущем позитивным членом общества, человеком со здоровыми устремлениями и потребностями, творческой личностью, успешно противостоящим различным житейским и социальным невзгодам. В нормальной здоровой полноценной семье, где супруги любят и друг друга (что очень желательно) и своих детей, вклад мамы и папы в воспитание своего чада может быть разным. Но в любом случае, это сумма со знаком «плюс». Возможно, для некоторых семей понятие такой положительной суммы воспитаний является слишком идеальным. Но в любом случае, как показывает невесёлая статистика учёта негативных поступков отдельных молодых людей, стремиться к этому идеалу сегодня необходимо. 

Считайте, что вашему ребёнку повезло, что он появился в крепкой семье с любящими друг друга (пусть хотя бы уважающими друг друга) родителями. Родителями, которые старательно, терпеливо и с обоюдным удовольствием строят и развивают своё новое «родовое гнездо», да весьма ещё и гордятся этим строительством.

С чего начинается Родина? С картинки в Его букваре? Нет же, намного раньше! Родина, понятие родного дома начинается с картинки в самой первой книжке, раскрытой перед малышом добрым, любящим и предусмотрительным родителем. И совсем необязательно, чтобы эту книжку с яркими сочными цветными картинками и крупными буквами раскрывала вечером ребёнку уставшая от работы и семейных хлопот мама. А папа? Роль отца в воспитании собственных детей сегодня поистине неоценима. Что ни говори, папа в семье всё же бывает загружен меньше мамы. Да, он добытчик, он защитник, он ремонтник, но он же ещё и воспитатель! Если, конечно, достаточно хорошо понимает, что его вклад в духовное развитие собственного сына или дочери во многом – гарантия успешного продвижения ребёнка во взрослую жизнь, причём – с наименьшими потерями в борьбе за «место под солнцем».

Но и не только. Его дети, как правило, будут разумно и взвешено строить такую же благополучную семью, в которой сам вырос, в которой он провёл своё детство и юность. Немалую роль в воспитании ребёнка любого пола играет именно мужской статус отца, который раскрывает перед детьми и передаёт им лучшие качества характера, свойственные настоящим мужчинам. Впрочем, некоторые отрицательные качества тоже могут передаваться, и не только генетически. Но за этим неглупые и чуткие папы всё же стремятся следить, сводя их к минимуму. Хотя и понимая, что наши недостатки – продолжение наших же достоинств. 

Едва малышу исполняется девять-десять месяцев, он уже пытается делать первые шажочки по полу своей детской комнаты. При этом, он внимательно смотрит на родителей, требуя участия в его первых шагах по жизни. Вот тут-то папе и следует подхватить маленького человечка, усадить его на колени и раскрыть перед его удивлёнными глазёнками одну из его самых первых книжек. «Репку», или «Колобок», или «Теремок», «Маша и медведь». Прочитать текст, показать героев сказки на картинках. 

Ребёнок, пусть ещё толком почти ничего не умея говорить, уже способен внимать, воспринимать многое, о чём рассказывает отец. Например, первые понятия о тои, что «хорошо» и что «плохо», обязательная победа добра над злом и так далее. В дальнейшем папе желательно сделать традицией ежевечернее чтение ребёнку сказки на ночь с последующим разъяснением поступков героев и ответами на многочисленные вопросы малыша. Отвечать на практически ВСЕ вопросы маленького существа нужно обязательно. Дело даже не в том, что с нашей помощью он познаёт внешний мир. Регулярный уход мамы-папы от ответов, отмахиваясь от порой «неуместных» в данный момент вопросов в дальнейшем может иметь весьма негативные последствия. Ведь ребёнок очень рано начинает желать себя полноценным членом семьи. Но если взрослые регулярно лишают его информации по заинтересовавшему его вопросу (а в два-три года ему интересно всё), то все эти родительские «Отстань, не мешай», «Я занят (а), потом!» в его сознании начнут формировать понятия некоторой собственной ненужности взрослым в этом доме. При злоупотреблении родителями такими «отмашками» растущий человек будет со временем стремиться на улицу. А как воспитывает улица – сегодня известно каждому. Впрочем, излишнее потакание любым запросам и капризам ребёнка тоже имеет негативные последствия; это также известно тоже всем и, в первую очередь умным чутким родителям. Которые в воспитании редко выбиваются из принципа «золотой середины», хорошо представляя последствия крайностей.

В три-четыре годика мальчик – это уже постепенно формирующийся мужчина, девочка, соответственно – женщина. И родителю очень важно именно в этом возрасте наметить ребёнку определённого пола некоторые традиционные штрихи его возможных будущих интересов, как в плане выбора профессии, сферы деятельности, так и в плане интересов нерабочих, бытовых и так далее. Например, мальчика уже можно знакомить с окружающей техникой (автомобилями, самолётами, поездами), девочку в первую очередь можно знакомить с растительным и животным миром, природой различных частей света. Но это – только например. В любом случае перед ребёнком желательно раскрыть книжку с интересным иллюстративным материалом, если такие есть в домашнем семейном книжном собрании. Если же нет, то нужно идти в ближайший книжный магазин. Сегодня в книжных салонах и даже небольших сельских магазинчиках можно немало купить изданий, которые будут интересны маленьким членам семьи. И это – в сочетании с различными играми, подвижными и не очень, собирая с ребёнком пазлы, подъёмный кран из «Конструктора», вырезая из бумаги наряды для кукол или обустраивая комнаты их игрушечных домиков. 

Важно с детьми «возиться», заниматься, совместно проводить время. Малышам, кстати, это очень нравится. Они вскоре начинают планировать, что будут делать с папой в ближайшие выходные : строить железную дорогу или игрушечный ракетодром, рассаживать на балконе цветы или лепить из пластилина героев сказки «Волк и семеро козлят». Можно помочь ребёнку в организации его тематических игр в детской комнате или его игровом уголке. Например, помочь создать игрушечный аэродром из разных самолётиков или ландшафт загородного коттеджа, где будут проживать куклы и разные забавные зверюшки. Или же соорудить домашний игрушечный театр. Всё это, конечно, индивидуально и при наличии соответствующих средств для приобретения тех или иных игрушек для сына или дочери. Особенно важно родителям подумать о приобретении развивающих игр, игрушек, стимулирующих творческий поиск и развитие логического мышления. И всё это в сочетании с активным отдыхом, походами в зоопарк, в театр на детские спектакли, в музеи и ботанические сады. 

Ежедневно для ребёнка желательно находить хотя бы пятнадцать минут, лучше – полчаса и больше вечернего времени, несмотря, скажем, на финальные матчи на кубок по футболу или спортивные репортажи с очередной Олимпиады. Хотя даже такие телевизионные репортажи можно превратить в увлекательный процесс воспитания, усадив ребёнка соответствующего возраста рядом с собой и рассказав ему, что происходит на экране. Разъяснив правила игры в хоккей, или проведения спортивных состязаний по биатлону. Возможно, такие совместные просмотры, с участием иногда и мамы, определят заинтересованность ребёнка в том или ином виде спорта, и, возможно, родители смогут потом гордится будущим олимпийским медалистом.

Многие, прочтя эти строки, воскликнут : легко говорить о свободном времени для детей, когда даже вечера порой не хватает, чтобы переделать все домашние дела и просто восстановить силы перед следующим рабочим днём! Но ведь важно понимать, что сами по себе хорошо растут лишь цветы на подоконнике. Их достаточно орошать, подкармливать и иногда пересаживать. Вот с цветами забот немного. Ваши же дети – это такие «цветы», которым в любом случае необходимы не только лакомства и хороший общий уход, но и ваше ежедневное внимание, участие, воспитание. Пренебрежение этими понятиями чревато не самыми лучшими последствиями.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *