Ребенка отвергают в школе сверстники: что делать?

Проблема социального отвержения в школе или детском саду не редкость. Агрессия у детей и связанное с этим насилие в школе, как в физической, так и в психической форме, ситуации, в которых невозможно рассчитывать на разрешение проблемы самими детьми. Школьная группа сверстников становится одним из столпов формирования личности ребенка. Крайне важно, чтобы учителя, родители и хороший школьный психолог работали вместе, чтобы справиться с конфликтом между сверстниками.

Судьба козла отпущения

Ребенок, который испытывает отвержение со стороны сверстников и является жертвой насилия в школе, развивает веру в то, что с ним что-то не так. У ребенка возникают негативные эмоции: чувство беспомощности, одиночества, грусти, гнева. Не зная, как с этим бороться, ребенок соглашается на такую ситуацию, принимает прозвища.

Ухудшение успеваемости в школе не является худшим следствием отказа от сверстников. Ребенок, отвергнутый группой, подвержен риску возникновения проблем со здоровьем в будущем.

Причины отказа от группы сверстников в школе могут различаться. Одной из них может быть выделение в классе. Причина социального отторжения может быть менее заметна для внешних наблюдателей. Некоторые дети могут не замечать признаков нетерпения или вообще не понимать их значения. Может также случиться, что ребенок видит и понимает невербальные сигналы, посланные сверстником, но не знает, как правильно на них реагировать. Недостаток этих навыков может стать источником конфликта и отвержения со стороны других детей.

Помощь отвергнутому ребенку

Чтобы помочь отвергнутому ребенку, который испытывает издевательства в школе, необходимо наблюдать за ребенком, находящимся в роли жертвы, за ходом его контактов с другими детьми и за тем, как функционирует вся группа. Тщательное наблюдение за поведением ребенка в школе, детском саду и в группе сверстников учителями и воспитателями поможет найти причины конфликта.

Отличия от класса

Если причина отклонения заключается в разлучении ребенка с группой сверстников, в некотором отношении отличаясь от группы, важны совместные действия учителей и педагогов, направленные на то, чтобы научить детей сотрудничать, а также терпеть и принимать различия. Среди методов: разговоры с учениками во время урока о дружбе, агрессии в отношении детей, насилии в школе, взаимопомощи или боли, вызванной насмешками.

Простого разговора с детьми обычно недостаточно. Дополнительным преимуществом может стать использование привлекательных для детей фильмов, рассказов или комиксов, которые помогут им справиться с переживаниями отвергнутого героя доступным способом, а также выработать решения вместе.

Стоит предложить детям мероприятия, которые потребуют сов-местных действий для достижения цели. При планировании таких игр с намеком на соревнование следует учитывать способности отвергнутого ребенка, чтобы он мог проявить себя и получить признание в своей группе.

Если ребенка высмеивают за неуклюжесть в физическом воспитании, лучше выбрать игру, которая требует математических навыков (если ребенок хорошо учится в этой области), а не игру на умение. Использование общего названия или символа команды в таких играх – элемент, который сильно связывает и интегрирует, что может затруднить повторное отклонение ребенка.

Ребенок, который ежедневно предоставляет и использует помощь и способности ребенка, являющегося козлом отпущения, должен найти какое-то оправдание для такого обмена, что затрудняет ему дальнейшее превращение этого ребенка в жертву. Использование уникальных способностей или интересов ребенка поможет другим учащимся увидеть его в совершенно новом свете.

Детская самооценка

Чтобы позаботиться о сниженной самооценке социально отвергну-того ребенка, стоит вовлечь его в занятия на благо класса, возложить на него некоторую ответственность, с которой ребенок справится, подчеркнуть доверие к нему.

Не только учителя должны действовать в такой ситуации, чтобы укрепить самооценку и уверенность ребенка. Родители могут поспособствовать детям, присоединиться к группе, связанной с их интересами. Развитие настойчивой позиции у ребенка также может способствовать повышению самооценки.

Навыки межличностного общения ребенка

Если низкие навыки ребенка являются причиной его неприятия и изоляции, можно помочь с их развитием.

Существует пятиступенчатый подход разрешения конфликта:

  1. Спросить ребенка, что случилось, выслушать, не судя;
  2. Попросить ребенка подумать о том, что могло быть не так;
  3. Помочь ребенку распознать сигналы, которые он пропустил, спросить, что бы он чувствовал, если бы другой ребенок поступил так же по отношению к нему. Предложить возможные решения, которые можно было бы выбрать в этой ситуации, чтобы не вызывать агрессивную реакцию, отказ или конфликт;
  4. Описать пример подобной ситуации и спросить, что ребенок думает по этому поводу;
  5. Попросить детей отработать новые способы реагирования на своих сверстников.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *