Причины ослабления памяти и способы её развития

Считается, что забывчивость является привилегией старых и больных людей. К сожалению, это не так. Ухудшение памяти связано не только с возрастными изменениями и вполне может стать проблемой молодого, вполне здорового человека.
Разумеется, обладатель «дырявой памяти» знает о своей проблеме, так как на него постоянно, как из рога изобилия сыплются упрёки окружающих. Однако зачастую, человек находит оправдание своей забывчивости (стресс, загруженность работой, усталость) и лишь сетует на бесчувственность и непонимание других. Такие оправдания бессмысленны, так как они основываются на факторах, которые вызывают только временное влияние на мозговую деятельность. На самом деле причин, воздействующих на постоянную и раздражающую забывчивость, немного. Если их проанализировать и задаться целью вернуть памяти былую гибкость, можно в корне изменить свою жизнь.
Три причины ослабления памяти
Самой главной причиной забывчивости является отсутствие самоорганизации и самодисциплины. Если этим свойствам не находится места в жизни человека, то он несомненно становится несчастливым обладателем рассеянности, плохой концентрации внимания и низкого уровня восприятия окружающей действительности. Личности, склонные к беспорядочному, хаотичному существованию, неизменно становятся объектом всеобщего раздражения. Не считая нужным систематизировать свои мыслительные процессы, они притупляют мозговую деятельность, которой трудно разобраться в путанице знаний, образов и впечатлений.
Второй причиной слабой памяти является эгоизм. Человек, концентрирующий внимание только на сфере своих интересов, не станет тратить силы и время на запоминание информации, которая не касается его собственных нужд. Эгоист не способен признавать, что другие люди обладают разными вкусами, увлечениями, привычками, далёкими от предпочтений, свойственным его персоне. Например: себялюбивый человек никогда не усвоит, что нравится его друзьям (даже если они говорили об этом бесчисленное множество раз) и будет с непоколебимым упорством дарить им на праздники только те вещи, которые предпочёл бы приобрести для себя. Такой избирательный подход к запоминанию со временем приводит не только к деградации личности, но и снижению умственной активности; не говоря уже о том, как часто эгоисты остаются в печальном, но гордом одиночестве.
Третьей причиной забывчивости является отсутствие наблюдательности. Современному человеку, погружённому в неизбывное состояние цейтнота, крутящемуся в быстротечных потоках информации, сложно совместить своё существование с таким понятием, как наблюдательность. Большинство деталей, которые воспринимаются органами чувств, не задевают восприятия и не оседают в памяти. К примеру, человек каждый день выходит из дома, не замечая никаких перемен, в состоянии своего жилища, пока кто-то из соседей не обращает его внимания на заново покрашенную дверь подъезда, упоминая, что это событие произошло неделю назад. Несомненно, этот человек ощущал запах краски, видел непривычный цвет, но загруженность его сознания, лишённого наблюдательности, не позволила ему обратить внимание на столь незначительный факт.
Тренировка памяти
Вернуть память в рабочее, подвижное состояние можно только при условии постоянных и дисциплинированных тренировок. Очень непросто, а порой и невыносимо тяжело привести в порядок, привыкшие к долгому бездействию мыслительные процессы. Для этого понадобятся полная самоотдача, упорная работа и твёрдая, непоколебимая нацеленность на окончательный результат.
Тренировка памяти начинается с запоминания необходимой информации. Для того чтобы облегчить непривычный процесс, не нужно пытаться освоить большие объёмы. Также важно выделить ту информацию, которая является знакомой и вызывает неподдельный интерес. Неизвестный материал, даже в том случае, если он является полезным, затруднит мыслительный процесс и будет тормозить и без того неактивную память. Пробелы в образовании нужно заполнять обдуманно и постепенно. Чтобы усвоение информации проходило более продуктивно, необходим опыт её практического применения. К примеру, можно выбрать для запоминания те данные, которые, так или иначе, пригодятся в профессиональной деятельности.
Ассоциативное и эмоциональное восприятие играет важную роль в тренировке памяти. Запоминая какую-то информацию, нужно придать ей значимость, прислушаться к своим ощущениям и определить какие ассоциации она вызывает. Обезличенный материал не остаётся в памяти надолго, ему нужна эмоциональная окраска. Также важно для результативного запоминания, полное понимание тех данных, которые необходимо заучить.
Тренируя память, нельзя обойтись без концентрации внимания. Если мысли человека постоянно перемещаются с одного предмета на другой, он никогда не сможет полностью усвоить необходимый материал, а полученные знания будут иметь фрагментарный, отрывочный характер. Прежде чем, заниматься улучшением памяти нужно позаботиться о приобретении концентрации внимания, развитии наблюдательности и умении сосредоточиться на каком-то определённом объекте дольше, чем на две или три минуты.
Значительно облегчает процесс запоминания чтение вслух или проговаривание нужного материала с различными интонациями. Также положительных результатов можно добиться, записывая ключевые моменты информации. Человек ,повторно произносящий или записывающий слова и фразы, таким образом, закрепляет усвоенный материал.
Современная психология предлагает бесчисленное множество методов запоминания информации, каждый из которых отличается индивидуальным подходом к определённой личности и характерным ей способностям. Важно помнить, что любая тренировка, в независимости от её полезных и чудодейственных свойств, принесёт плоды только при наличии желания изменить жизнь к лучшему посредством развития памяти.