Причины девиантного поведения у подростков

Подрастая, дети, в возрасте 12-13 лет, вступают в «переходный» возраст, которого боятся многие родители. Это время может характеризоваться для подростка нарушением взаимопонимания между ним и родителями, полным неприятием их мнения и авторитета, ярким противопоставлением себя общепринятым в обществе морально-этическим и поведенческим нормам. Находясь в промежуточном возрастном периоде между ребенком и взрослым, подросток чувствует потребность проявить свои силы, оторваться от опеки родителей, доказать самому себе и всем окружающим людям свою исключительность и добиться признания. И далеко не всегда эти попытки имеют успех.

Что такое девиантное поведение?

Девиация – это любое отклонение от общепринятых в данном обществе этических норм, устоявшихся правил поведения. Результатом этого является нанесение подростком вреда самому себе, как физически, так и морально. Часто, ее привыкли воспринимать с негативным оттенком, но девиация может носить и положительный характер. Например, это может выражаться в ярком проявлении творческих способностей. Но зачастую, девиации проявляются у подростков в виде агрессивного поведения и непослушания. Девиантное поведения не является заболеванием, и может прекратиться в любой момент по желанию самого подростка. В основе такого поведения лежит невозможность достижения принятого в обществе уровня благополучия собственными силами. Например, желание быстро достичь высокого уровня благосостояния, может провоцировать воровство, мошенничество, разбои – все, что сулит быструю наживу, но в обход закона, потому как обычным способом получить желаемое невозможно, недостаточно умения и сил.

Классификация и формы выражения девиантного поведения

По уровню опасности для общества, принято разделять девиантное поведение на три уровня:

1) Наиболее криминогенный уровень – совершение поступков, быстро и безвозвратно нарушающих целостность личности. Переход границ закона, уголовные преступления (разбойные нападения, убийства, наркомания, алкоголизм, проституция).

2) Докриминогенный уровень – действия, менее разрушительные для личности, и не несущие вреда обществу. Например, это эпатажное поведение в общественных местах, мелкие правонарушения, подпадающие под административно-процессуальный кодекс, игнорирование этических правил, грубость в поведении.

3) Уровень, предопределяющий девиантное поведение – негативное отношение к обучению в школе, агрессия по отношению к близким и родным, аффективное поведение в ситуациях привычных и нестрессовых, провоцирование внутрисемейных конфликтов, низкий уровень интеллектуального развития подростка.

Основными поведенческими формами выражения девиации являются следующие: подросток тяжело адаптируется в социуме. Это может выражаться уходами из дома, плохой успеваемостью в школе, сниженным интересом к учебному процессу, невнимательностью, рассеянностью, прогулами уроков, увлечением интернетом и компьютерными играми, конфликтами с одноклассниками и учителями, вхождением в «плохие компании».

Эмоциональный аспект девиации может проявляться в отсутствии контроля подростком за своими эмоциями, низкой степенью ответственности и приспосабливаемости к бытовой сфере жизни. Например, это регулярные опоздания, неряшливость в быту и одежде, частые смены настроения, склонность к депрессивному поведению, истерики. Подросток подвержен фобиям, жестокости, инфантильности, эмоциональной неустойчивости, агрессивности. Самооценка часто оценивается неадекватно.

Физиологические проявления девиантного поведения можно охарактеризовать нарушением соматики, частыми простудными заболеваниями, снижением иммунитета, проблемами с весом (от анорексии до избыточного массы тела). У подростка нарушается аппетит, его часто мучают бессонницы, или дневная сонливость. Может наблюдаться вегето-сосудистая дистония, нарушения артериального давления, пищеварения, часты срывы стула.

Каковы возможные причины девиантного поведения?

На вероятность появления девиации в подростковом периоде могут влиять как социальные, так и биологические факторы, как по-отдельности, так в комплексе. Не имея природной предрасположенности к поведенческим отклонениям, подросток может проявлять их под воздействием собственной семейной системы, в которой он живет, и школьной системы, в которой он обучается. Неполные семьи, где отсутствует схема взаимодействия с противоположным полом, недостаточно свободы, много недопонимания, могут толкнуть ребенка на уход из семьи, бунт и дистанцирование от родителя. В семьях полных, но отягощенных отсутствием внутреннего взаимопонимания, алкоголизмом или жестокостью одного из родителей, конфликтами и частыми ссорами, также велика вероятность скатывания подростка в девиацию.

Воспитательный и учебный процесс в школе может сопровождаться отсутствием взаимопонимания между учителями и подростком, невнимательностью к проблемам и переживаниям ребенка, конфликтами со сверстниками. На фоне этого формируется неуспеваемость, снижение мотивации к учебе, отказ от посещения школы.

Биологические причины девиантного поведения лежат в плоскости физиологии подростка. Генетическая предрасположенность, природная ограниченность личности способствуют развитию девиаций. Например, это склонность к наркомании, алкоголизму, умственная недостаточность. Полученные в раннем детстве травмы головы, тяжелые инфекционные заболевания, приведшие к нарушению работы центральной нервной системы, также являются серьезным спусковым механизмом развития девиантного поведения. В довершение, сам возраст подростка, его гормональные перестройки, скачки роста, незрелость головного мозга провоцируют асоциальное поведение, заостряют патологические черты характера.

Профилактика девиантного поведения

Девиацию можно корректировать медикаментозно и с помощью психиатрической помощи врачей. Но лучшим методом будет профилактика, эффективность которой зависит от родителей и учителей, органов местного самоуправления и страны в целом. Каждое звено, с которым взаимодействует подросток, должно понимать важность воспитания положительных черт характера, нравственности, сочувствия и терпимости. Родители и школьные учителя – могут успешно транслировать жизненный опыт и быть наставниками подрастающим детям. Важно уделять достаточно много времени проблемам и внутренним метаниям подростков, воспринимать их со всей серьезностью. Местные власти на местах должны своевременно предупреждать появление притонов и детской проституции, организовывать свободное время подростков, вовлекать их в общественные мероприятия, поощрять талантливых детей и внимательно следить за климатом в неблагополучных семьях, пресекать факты насилия над детьми, уход их из дома. Страна в целом должна заниматься постоянным мониторингом настроений молодежи в глобальных масштабах, формировать и пропагандировать молодежную политику, направленную на психологическое и физическое оздоровление детей, культивировать патриотизм и гордость за свою Родину.

Через «кризисный» подростковый возраст проходят все люди, и, имея за плечами опыт этих лет, можно эффективно помогать следующим поколениям детей не становиться преступниками и асоциальными личностями, но формировать здоровое мировоззрение и оптимизм на всю последующую жизнь.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *