От чего зависит умственное развитие ребенка?

«Необыкновенно умный ребенок! — восхищается мама или бабушка.— Года еще нет, а все понимает, абсолютно все. И глазки, какие осмысленные!»
А «умный ребенок» отстает в развитии от других детей своего возраста. Не умеет ходить, самостоятельно пить из чашки. Ему пора уже знать и произносить десяток слов, а он и со слогами едва справляется… Родителям бы забеспокоиться, пойти за советом к врачу, а они, слепые в своей любви, даже мысли не допускают, что их ребенок в чем-то может отставать от сверстников.
Не нужно думать, что умственное развитие, интеллект — нечто само собою разумеющееся, что приходит с возрастом и без всякого труда: мол, главное, чтобы ребенок был здоров, хорошо ел и спал, а остальное приложится.
Это ошибка родителей. Ошибка большая, иной раз роковая для всей будущей жизни маленького человечка. Первый год жизни — тот фундамент, на котором дальше будет строиться человек. И от камней, заложенных в этот фундамент, зависит не только здоровье, но и расцвет интеллектуальных возможностей, формирование характера.
Трудно однозначно ответить на вопрос, от чего зависит умственное развитие человека. Передается ли интеллект по наследству, закладываясь еще до рождения, или зависит от условий воспитания, от среды, в которой развивается ребенок? Современная наука считает, что основные свойства человеческого мозга наследуются. Но только основные — особенности работы нервных клеток и нервных центров, их способность быстро или медленно возбуждаться и тормозиться и т. д. Что же касается таких видов деятельности нервных центров, которые управляют нашим поведением и мышлением, восприятием окружающего, реакциями на него, то они, несомненно, вырабатываются в процессе воспитания.
Конечно, в жизни каждого человека врожденное и приобретенное переплетено так тесно, что их невозможно разграничить. Однако если ребенок родился здоровым и его мозговые клетки не пострадали во время внутриутробного развития от каких-либо особо вредных влияний (алкоголизм и хронические заболевания родителей, курение во время беременности, бесконтрольное употребление лекарств и т. д.), то развитие интеллекта ребенка во многом зависит от правильного воспитания.
Вот пример. Известно, что одно из важнейших свойств человеческого мозга — способность затормаживать свою деятельность для отдыха, восстановления нервной энергии. Это свойство мозга передается по наследству. У одного ребенка от рождения возбудимость нервных клеток очень высока, а торможение ослаблено. У другого обе эти способности развиты нормально. Казалось бы, сама природа поставила второго ребенка в более выгодные условия. Но представим, что родители первого ребенка, аккуратно выполняя советы врача, организовали в семье строжайший режим: малыша вовремя кормили, вовремя укладывали спать, устраняли все, что могло беспокоить его, возбуждать и тем более перевозбуждать. А родители второго — «счастливчика» — считали, что режим — скучная выдумка врачей: росли люди без него, и наш вырастет… И получилось, что смена возбуждения торможением, основа будущего умственного развития, оказалась теперь несравненно лучше выраженной у первого малыша.
Если ребенок лежит мокрый, с опрелостью, он неизбежно будет кричать, беспокоиться, его нервная система перевозбуждается (так же, как если он недокормлен или перекормлен, туго запеленат, если его мучают газы или очень неспокойно вокруг, и он, засыпая, пробуждается, вздрагивает, пугается). Значит, мозг не отдыхает, возбудимость его становится чрезмерной. А если все это повторяется не раз, не два, а постоянно, неизбежны расстройства нервной системы.
Мы уже говорили раньше и напомним очень кратко, что большое значение для нормального развития мозга имеет свежий воздух — на первом году жизни нервные клетки требуют особенно много кислорода.
Во многом зависит состояние мозга от общего состояния организма, развития мышц и — что очень важно — развития органов чувств, которыми ребенок познает окружающий мир, воспринимает все, что делается вокруг. Возбуждающие сигналы, которые идут от органов чувств в мозг (когда человек что-то видит, слушает, осязает), очень полезны для мозга, улучшают его восприимчивость. Постарайтесь разнообразить обстановку, в которой живет ребенок, — пусть он видит яркие краски, красивые вещи, слышит пение, музыку. Разумеется, не нужно перевозбуждать малыша, но в те часы, когда он, сытый и выспавшийся, активно бодрствует, займитесь с ним, покажите ему что-то новое, интересное. Это может быть и яркий цветок, и игрушка, и книжка. Сначала показывайте картинки, затем обращайте внимание и на их содержание: «это киса», «это ляля». Безусловно, полезна музыка умеренной громкости, плавная, приятная.
Родителям трудно управлять развитием ребенка, если они плохо представляют себе возможности его организма, его мозга на каждом возрастном отрезке. А на первом году жизни отрезки эти измеряются месяцами, даже неделями. Зная, что ребенок должен «уметь» в том или ином возрасте, легче вырабатывать и тренировать нужное, полезное и, наоборот, убирать лишнее.
Трехмесячный ребенок с интересом рассматривает свои собственные ручки, согнутые перед лицом. Это нормальная возрастная реакция. Но к шести месяцам простейшая младенческая реакция должна угаснуть, сменившись более сложными привычками — интересом к игрушкам, например. Если малыш по-прежнему предпочитает погремушкам и попугайчикам собственные ручонки — это не очень хороший знак, надо попытаться отвлечь его, заинтересовать чем-то новым. И таких примеров можно привести много.
Имейте в виду, что всякая болезнь, перенесенная ребенком на первом году жизни, как бы отодвигает назад его физическое и умственное развитие. Заболевший ребенок перестает держать головку, он вдруг «разучивается» сидеть или вставать, перестает интересоваться тем, что раньше привлекало его внимание, и т. д. В зависимости от тяжести заболевания ребенок отстает больше или меньше, но отстает всегда, и должно пройти время, чтобы он наверстал упущенное. Поэтому после болезни ребенок нуждается не только в увеличенных дозах сна, свежего воздуха, витаминов, но и в большем вашем внимании, ласке.
Нет в жизни ребенка периода, когда бы он развивался так стремительно, как на первом году. Он проходит огромный путь от крошечного живого комочка до человека. Да, человека. Ведь психика годовалого ребенка уже вполне сформирована. У него сложились свои индивидуальные черты: свои маленькие привычки, вкусы, он уже что-то любит и что-то не любит. Он хорошо отличает сердитое лицо от ласкового, строгий тон от нежного. Обижается на резкий оклик, выражая обиду плачем. Проявляет богатейшую гамму эмоций в ответ на слова и улыбку взрослого, на шутку, игру, песню, нередко сам «подпевает». Он уже шалит и заигрывает с приятным ему человеком, отворачивается и хмурится при виде того, кто его обидел. Словом, у ребенка уже отчетливо выраженный характер. И не только характер. Наблюдая годовалого малыша, можно судить о его умственном развитии, о том, как познает он мир и воспринимает все, что делается вокруг.
Вот потому и называем мы «умным ребенком» того, кому воспитатели помогли правильно развить заложенные природой возможности мозга. Того, кто умеет все, что положено ему по возрасту, у кого сформированы первые механизмы для общения с окружающим миром.