О чем говорят детские рисунки

В жизни ребенка часто бывает, что он не хочет, не желает или не в состоянии выразить нам, взрослым, то, что он чувствует внутри — и это понятно. Тем не менее, для родителей может быть неприятно чувствовать, что они делают все, что в их силах, чтобы понять эмоциональное состояние своего ребенка, но постоянно натыкаются на одну и ту же кирпичную стену. Но из этой ситуации может быть выход, если ваши дети любят рисовать.

Многие специалисты по психическому здоровью, работающие с детьми, используют художественные работы как способ для лучшего понимания своих маленьких пациентов и раскрытия некоторых чувств, которых дети не могут сформулировать в устной форме.

Но не стоит увлекаться и начинать рассматривать каждую точку, кружочек, черточку, которую ваши дети нанесли на бумагу. Психологи, которые проводят психологические оценки детей и подростков, с помощью проективных рисунков, предостерегает родителей не отделять художественные работы своего ребенка от того, кем он на самом деле является как личность. Например, некоторые дети боятся монстров, таких как вампиры, а некоторые – нет. Или же ребенок недавно просмотрел детский фильм с вампиром в роли главного положительного героя, или же он просмотрел фильм ужасов с вампиром. Разные случаи – разные значения рисунков. Как правило, детям нравится объяснять, что они нарисовали, поэтому взрослый человек может получить достаточно информации, просто спросив детей, что означает каждый предмет.

Профессионалы обнаружили, что даже самые креативные дети, как правило, рисуют одни и те же типы объектов или используют похожие цвета, когда испытывают определенные эмоции. Вот примеры наиболее распространенных детских рисунков, которые могут помочь понять личность ребенка, его страхи и надежды.

Семья

Наиболее популярная тема – рисунок собственной семьи. Опытному психологу он может сказать многое, но и обычные мамы и папы могут почерпнуть из рисунка массу полезной информации. Прежде всего обратите внимание на тревожные признаки.

Расположение фигур на рисунке

Особое внимание уделяется анализу структуры рисунка семьи. Необходимо сравнить ее реальный состав с тем, который изображен ребенком на бумаге. Следует также оценить порядок рисования, размер фигур и их расположение на листе. Первым и самым крупным, как правило, изображается наиболее значимый в понимании юного художника член семьи. Себя же дети обычно рисуют рядом с теми, к кому испытывают наибольшую привязанность. А дальше всех на рисунке располагается самый несимпатичный малышу родственник.

Изображение в профиль или спиной также свидетельствует о напряженных отношениях между этим членом семьи и автором рисунка. Дети живут сиюминутными переживаниями. И часто эмоциональные отношения с кем-то из близких (недавняя ссора, обида) могут внести свои коррективы в рисунок. В этом случае малыш может даже «забыть» кого-то . К примеру, 6-летний Алеша не рисует отца, который уделяет ему мало внимания и бывает груб. А его отсутствие на рисунке объясняет тем, что «папа уехал в командировку». Алиса (4 года) не нарисовала свою младшую сестренку Ксюшу, объяснив ее отсутствие тем, что малышка «спит в другой комнате». Девочка не может примириться с тем, что мама из-за сестры не уделяет ей столько же внимания, как прежде.

Имеют место и обратные ситуации, когда ребенок изображает на рисунке реально не существующих членов семьи. Саша (5 лет) немало удивил свою маму, когда нарисовал рядом с собой играющего малыша и сообщил, что у него наконец-то появился братик! Подобные «коррективы» в состав семьи вносят дети, неудовлетворенные своим эмоциональным положением. Им требуется больше доброжелательного внимания от взрослых и игр «на равных», а лучше – развлечений в компании других таких же малышей.

Важную роль при анализе детского рисунка играет и то, чем заняты члены семьи. Если они объединены каким-то общим делом, чаще всего это свидетельствует о благоприятном семейном климате.

Весьма значимым показателем психологической близости является реальное расстояние между изображенными фигурами. Рисуя себя отдельно от остальных, ребенок может «сигнализировать» о своей изолированности в семье. Если он отделяет своих родных друг от друга перегородками или помещает их в разные «комнаты», это может свидетельствовать о проблемах в общении. Размер изображения говорит о том, какое место занимает этот человек в эмоциональной жизни семьи. Например, если младшего по возрасту брата или сестру ребенок рисует крупнее себя, то можно предположить исключительное внимание к нему со стороны близких. Он «занимает много места в их жизни». Отсутствие на рисунке самого маленького художника – частый признак того, что ребенок чувствует себя в семье одиноким, и ему «нет места» в отношениях между близкими.

Проверить это можно, задав малышу вопрос: «Может быть, ты забыл кого-то нарисовать?» Бывает, что даже прямое указание: «ты забыл изобразить себя» ребенок игнорирует или объясняет: «не осталось места», «потом дорисую». Такая ситуация является серьезным поводом задуматься о семейных взаимоотношениях. Очень плотное изображение фигур, как бы перекрывающих друг друга, говорит о столь же тесных взаимоотношениях близких малышу людей или о его потребности в таких связях.

Расположение членов семьи на картинке очень точно указывает на их взаимоотношения. Часто дети «удаляют» нежелательный персонаж из своего произведения, объясняя это тем, что «папа на работе», а сестра «в соседней комнате». Это не значит, что отношения разрушены окончательно, зачастую брат или сестра отправляются на рисунке «в другую комнату» после бурной ссоры.

Тревожные рисунки семьи

Многие детские рисунки согревают сердце, когда на них ряд улыбающихся членов семьи, которые держатся за руки. Но когда на кухонном столе появляется изображение папы или мамы, охваченных огнем или утопающими в бассейне, это может очень беспокоить.

Рисунки, изображающие конкретную сцену с членами семьи (например, утопление), могут быть очень тревожными, и о них нужно спрашивать. Ребенок может сжечь члена семьи в огне или утопить, если он недавно видел телевизионное шоу или фильм, изображающий это. Это может указывать на то, что у ребенка есть некоторый уровень тревоги по поводу трагической потери члена семьи или разлуки. Вероятно, это будет сопровождаться даже ночными кошмарами.

Однако бывают случаи, когда ребенок испытывает негативные чувства к члену семьи, и рисунки трагического события являются символом исполнения желания от имени ребенка. В этом случае очень важно задать вопрос ребенку о его рисунке, и это может помочь прояснить ситуацию.

Психологи знают о признаках страха и агрессии на детских рисунках, которые зачастую остаются незаметны для родителей. Большие, просто огромные руки-грабли появляются у того члена семьи, кто отличается агрессивным поведением.

Если ребенок изображает таким самого себя, то, вероятно, ему постоянно приходится подавлять в себе злость. Четко прорисованные яркие зрачки – признак тревоги ребенка, также как и жесткая штриховка с нажимом. Наконец, гипертрофированные кулаки, зубы, острые ногти – самое яркое свидетельство агрессии. Если ребенок рисует таким себя, то, скорее всего, он чувствует постоянную потребность в защите, которую семья не может ему обеспечить.

Монстры

Вообще говоря, вампиры и монстры представляют собой существо, наделенное могуществом и властью. Если персонаж является центром рисунка, это может означать, что ребенок хочет быть сильным, но также может говорить о некоторой тревожности.

Еще один важный момент, который нужно учитывать, — это то, что ребенку было поручено нарисовать. Если ребенку было сказано нарисовать человека, а он нарисовал монстра, это может говорить о негативным его представлении о самом себе. Если ребенок просто рисует для собственного удовольствия, это можно рассматривать как желание стать более могущественным или пугающим.

Дом

Фигура дома является одним из первых рисунков, которые делают дети. Существует множество теорий о том, что дети хотят выразить, когда рисуют дома и другие неодушевленные предметы. Обычно, когда ребенок рисует дом, он рисует представление о том, какой он видит свою семейную жизнь. Дома — элементы стабильности и структуры. Но для детей, которые имеют негативный семейный опыт, дом может представлять собой тюрьму.

По мере развития детей, они добавляют в дом больше деталей и, в конечном итоге, рисуют трехмерный дом, а не двухмерный рисунок. И если 6-летний ребенок, скорее всего, нарисует типичный квадратный дом с треугольной крышей, то подросток, скорее всего, нарисует более специфический стиль дома и, возможно, сделает его трехмерным, стараясь показать также и сторону дома.

Подростки, которые рисуют двухмерный дом, могут быть эмоционально отсталыми или же испытывать какую-то травму, мешающую им психологически развиваться дальше.

Если внимательно посмотреть на иллюстрацию дома вашего ребенка, то количество (или отсутствие) окон также может помочь лучше понять его. Неоправданное количество окон может представлять собой как открытость для общения с людьми, так и ребенка, который хочет, чтобы другие могли «видеть», что происходит в доме.

Дети, которые открыты для окружающих и имеют здоровые социальные связи, скорее всего, проведут типичную дорожку к входной двери, тогда как закрытые дети могут даже не проложить такой путь к своей двери. Изображение нормальных деталей дома обычно означает более позитивный взгляд на свою семью и окружение.

Солнце

Рисование улыбающегося желтого солнца может означать счастливое, удовлетворенное состояние.

Полное солнце является признаком того, что ребенок счастлив и имеет в целом позитивный взгляд на мир.

Частичное солнце, нарисованное в верхнем углу рисунка, может указывать на признаки беспокойства относительно авторитетных фигур.

Солнце, едва выглядывающее из-за облачного неба, может указывать на признаки депрессии и, возможно, даже чувство безнадежности.

Радуга

Хорошая новость — разноцветная радуга, как правило, является позитивными сообщением и включена в рисунки детей с положительными точками зрения на окружающую действительность.

Преобладание цвета в детских рисунках

Преобладающее использование или чрезмерное использование одного определенного цвета может многое рассказать нам о настроении наших детей. Например, синий цвет может означать депрессию, красный — гнев, но это не всегда так. Некоторые дети просто предпочитают определенный цвет и могут использовать его для замены других естественных цветов. Обеспокоенность должна возникнуть, если вы видите монохромные рисунки, особенно в оттенках серого. Это может указывать на дальтонизм, неврологические проблемы или другие психологические проблемы.

Большинство детей до 3 лет не могут в полной мере выразить словами все свои эмоции. В этом возрасте мало кто из них умеет хорошо рисовать – зачастую на рисунках родители находят лишь разноцветные каракули и пятна. Поэтому наиболее информативными для мамы будут цвета. Итак, начнем с расшифровки цветовой гаммы, которую использует ребенок. Какой цвет в рисунке преобладает?

  • Синий. Этот цвет говорит о том, что ребенок погружен в себя, он занят самоанализом. Также использование синего цвета говорит о том, что ваш ребенок по кому-то или чему-то скучает. Возможно, ему не хватает общения либо его заботит какая-то проблема.
  • Желтый. Это позитивный знак. Он говорит о том, что вашего малыша ничего не беспокоит, настроение у него хорошее. К тому же это значит, что он чувствует себя комфортно и уверенно в нынешнем состоянии и окружении.
  • Фиолетовый. Это один из самых любимых детьми цветов, и он имеет то же значение, что и желтый. К тому же частое использование фиолетового говорит о том, что у вашего ребенка хорошо развита фантазия.
  • Зеленый. Этот цвет может свидетельствовать об усталости ребенка и его желании побыть одному. Также частое использование зеленого цвета присуще независимым и упрямым детям. Если ребенок рисует зеленым цветом на протяжении определенного периода, значит, сейчас для него важно настоять на своем, самоутвердиться, заявить о своем «я».
  • Красный. Красный цвет используют в своих рисунках легковозбудимые и гиперактивные детки. Он может свидетельствовать об агрессивном настроении либо о необходимости выброса энергии. Обеспечьте своему малышу такую возможность!
  • Серый. Сам по себе этот цвет ни о чем не говорит, так как относится к нейтральным. Однако чрезмерное использование его в рисунках может свидетельствовать о том, что ребенку не хватает позитивных эмоций.
  • Коричневый. Не самый хороший цвет, он показывает, что ребенку неспокойно, его не устраивает нынешнее положение вещей, что в душе присутствует дискомфорт, который зачастую выразить словами ему в таком возрасте тяжело.
  • Черный. Рисунки в черном цвете должны насторожить родителей. Они сигнализируют о том, что ребенок находится в крайне подавленном состоянии и углубился в свои проблемы. Это немой крик о помощи! Увидев, что малыш часто берет в руки черный карандаш, попробуйте поговорить со своим ребенком, почаще старайтесь вызвать у него положительные эмоции – отправьтесь всей семьей на отдых на несколько дней, а если такой возможности нет – то проводите время с малышом чаще: гуляйте на природе, разговаривайте, вместе играйте в любимые ребенком игры.

В любом случае, не нужно забывать о том, что каждый ребенок является личностью, с определенным темпераментом, складом характера и своим небольшим еще, но уже жизненным опытом. И это очень важно учитывать при интерпретации детских рисунков.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *