Непослушный ребенок: что делать?

Как гласит один из известнейших законов педагогики: «Маленькая птичка не руководит стаей». Рано или поздно с детским непослушанием, упорством и упрямством приходится столкнуться практически каждому родителю. Чаще всего своенравное поведение ребенка удается скорректировать. Сделать это можно, изменив действия и позицию самих мамы и папы.
Наиболее отчетливо трудности в управлении поведением малыша проявляются к 5-7 годам. Родители сетуют на то, что их кроха стала совсем неуправляемой. Они стараются найти те механизмы и способы, которые помогут им исправить происходящее. Однако это пример уже запущенной ситуации.
Кто главный?
Уже годовалого карапуза нужно воспитывать в соответствующей манере. Приемов, позволяющих растить нормального, послушного ребенка не так уж и много. Основная идея заключается в том, что малыш в семье не может играть главенствующую роль. Его интересы и желания не должны подчинять себе родительскую волю. Это не подразумевает насилия, в том числе морального или психологического над личностью ребенка. Однако необходимо, чтобы у него сложилось четкое понимание того, что взрослые являются более опытными людьми, по сравнению с ним. Они знают, как будет лучше.
В детском сознании должна утвердиться мысль о том, что маму и папу стоит слушаться. Их указания и запреты необходимо исполнять, ведь они направлены на его же благо. Важно, чтобы он привык к тому, что последнее слово при принятии определенных решений остается именно за родителями.
Если дела обстоят иначе, то в семье постепенно начинает царить хаос. Малютка своими капризами и истериками стремится добиться желаемого. Она словно проверяет окружающих на «прочность». Иногда взрослые стараются потакать прихотям маленькой вредины, чтобы не расстроить любимое чадо. В этот момент к ребенку приходит понимание того, что он может управлять родителями. Его непослушное, своевольное поведение подкрепляется отсутствием у мамы, папы продуманной и согласованной друг с другом системы воспитания. Позже они заметят, что у них растет своенравный и избалованный малыш.
Почему ребенок становится вредным и непослушным?
Чтобы справиться с этой проблемой, следует проследить корни ее возникновения. Поведение ребенка во многом определяется линией поведения самих родителей. Существует несколько наиболее типичных ситуаций, когда милый «ангелочек» превращается в своенравного строптивца и начинает командовать мамой с папой. Итак, постепенно карапуз начинает напоминать маленького «монстра», когда:
- В семье не сформированы и не выработаны прозрачные воспитательные принципы. Характер взаимодействия с ребенком определяется настроением взрослого. Скажем, если у мамы хорошо сложились дела на работе и она весела, то она готова сколько угодно играть с крохой. На следующий день у нее в офисе случился аврал. Она сильно устала, и у нее нет желания даже сказку рассказать перед сном.
- У супругов разные педагогические модели. Примеров тому может быть масса. Опишем один из возможных. Мать хочет уже сейчас уделять много времени развивающим занятиям. Отец убежден, что это может подождать до записи в детский сад.
- Домашние поддаются на детские слезы, истерики и капризы. Действия маленького ребенка первоначально основываются на инстинктах. Он замечает, что его плач позволяет ему заставлять близких людей выполнять его желания. Из-за этого карапуз будет обращаться к этому способу всякий раз, когда чего-то захочет снова. Плач превращается в мощное средство манипуляций и своеобразного шантажа. Если родители начнут игнорировать рыдающего ребенка, то вскоре он утвердится в бесполезности этого приема. Естественно это актуально лишь в ситуациях, когда кроха осознанно давит таким способом на маму или папу.
Какие педагогические приемы желательно взять на вооружение?
- Строгих запретов должно быть мало. Желательно, чтобы их перечень был очень коротким, но весьма содержательным. Необходимо уместить в этих правилах все важные аспекты, которые позволят оградить чадо от опасности или необдуманных действий. Например, запрещено играть на дороге, нельзя развлекаться с огнем, нельзя разговаривать с набитым едой ртом.
- Введенные ранее ограничения должны оставаться нерушимыми. Если вчера не позволялось отправляться спать, не почистив зубы, то и сегодня, и завтра ситуация не должна меняться. Нужно, чтобы ребенок привык к тому, что правила постоянны и неизменны. После нескольких напрасных попыток их нарушить или отказаться их соблюдать он поймет, что его протест бесполезен.
- Запреты не обсуждаются. Постарайтесь, чтобы малыш осознал целесообразность их внедрения в его жизнь. Объясните, почему они настолько значимы и важны. Однако необходимость их исполнения никогда не должна ставиться под вопрос.
- Общая система требований. Очень важно, чтобы муж и жена сходились в едином мнении по поводу воспитания своего чада. Выработав одинаковую линию поведения, им будет проще растить ребенка. Это не означает, что они должны соглашаться друг с другом абсолютно во всем. Важно, чтобы в самых значимых аспектах они сошлись в одном. Причем желательно, чтобы идею одинаковых правил поддерживали и другие близкие члены семьи. Иначе получится, что дома царит один распорядок, а приезжая в гости к бабушке ребенок сталкивается с совершенно другим режимом.
Каковы маленькие воспитательные хитрости и приемы?
- Искренне хвалите кроху за ее достижения или правильные поступки. Чаще всего родители воспринимают хорошие действия своих малышей как само собой разумеющееся. В результате у малютки становится меньше причин вести себя так, как этого от нее просят. Кроме того, у ребенка еще не сформирована внутренняя система градации, распознавания отрицательного, неудовлетворительного и положительного поведения. Он смотрит на мир глазами взрослых (сквозь призму их оценок). Для него очень важно то, какие характеристики они присваивают его делам.
- Если кроха сделала, что-то не так, не нужно сразу же навешивать на нее негативные ярлыки, например, «растяпа» или «неряха». Они относятся к ней как к личности в целом и предполагают еще и наличие других не очень привлекательных качеств. Нужно говорить о конкретном поступке, который расстроил родителей, а не критиковать самого ребенка.
- Учитывайте уровень развития и возраст малыша. С ними должны гармонично соотноситься и те требования, что предъявляют к крохе мама с папой. Не нужно от нее ожидать того, что ей еще объективно недоступно. Давайте ей только те задания, с которыми она сумеет справиться.
- Наказывайте малыша своевременно. Если пройдет слишком много времени с момента совершения оплошности, то он уже не поймет, из-за чего взрослые так строги с ним. При этом ведите себя спокойно. Кроха гораздо лучше вас поймет, если вы будете в уравновешенном состоянии.
- Общаясь с ребенком, старайтесь вести себя с ним, так как хотели бы сами, чтобы к вам относились. Вам бы понравилось, если бы с вами вели диалог надменно и свысока?
Подобных рекомендаций еще очень много, а о каких можете рассказать вы?