Как научить ребенка есть самостоятельно?

Человеческие дети, по сравнению с детенышами других млекопитающих, долго остаются беспомощными. Родителям же хочется видеть своих детей успешными с самых первых дней. И пусть в год это значит просто крепко встать на ножки, в полтора – ходить на горшок, а в три самостоятельно надеть ботинки, но это тоже навыки, для развития которых мобилизуются умственные и физические силы малыша. Умение самостоятельно есть задействует координацию, мелкую моторику и запускает работу нейронов в развивающемся мозгу ребенка. Так что, научив ребенка есть, родители не только потешат самолюбие, но и помогут своему чаду подняться на очередную ступень развития.

Когда следует учить ребенка есть самому?

Да с самого рождения! Только сначала это будет пассивный навык. Малыш будет наблюдать за действиями взрослых и вскоре заинтересуется, что они делают и зачем. Начнет просыпаться пищевой интерес – малыш оживляется, тянет ручки к приборам и еде, пытается ухватить что-нибудь с тарелок и попробовать. Обычно это происходит между пятым и седьмым месяцем жизни ребенка и совпадает со временем начала прикорма. Не стоит насильно вкладывать в руку ребенка ложку, но если уж он сам ее ухватил, пусть пробует. Ближе к году маме лучше подождать с помощью, а поесть самой, показать как это делается на своем примере. Пусть малыш постарается сам съесть хоть пару ложек. Конечно этот метод не для тех случаев, когда ребенок очень голоден или болеет, ведь тогда порог терпения сильно снижается и мама не только не добьется результата, но и получит обратный эффект.

Порядок действий при обучении

Дети лет до трех очень любят порядок: что бы предметы находились на своих местах, что бы ежедневные дела следовали в определенном порядке, в определенное время. Если родители хотят закрепить полезные привычки, начинать нужно с самого раннего возраста. Итак, с началом прикорма нужно следовать день за днем определенному алгоритму. Каждая семья может создать свой порядок действий, то, что им удобно и привычно, но основные этапы это:
1. Вымыть руки перед едой.
2. Разложить тарелки и столовые приборы (хлеб, салфетки и прочее).
3. Посадить ребенка к столу. Надеть нагрудник, постелить на пол пленку.
4. Подать ложку.
5. Положить пищу. Ребенку вначале чуть-чуть, многих малышей пугают большие объемы, и они отказываются вообще приступать к еде.
6. Начать есть самим, показывая как держать ложку, как черпать, как подносить ко рту.
7. Не вмешиваться в попытки ребенка поесть самостоятельно.
8. После того как становится ясно, что ребенок устал, попробовать докормить, возможно он еще не наелся.
9. Вытереть руки, лицо салфеткой. Протереть стол.

Трудности при обучении

Основной сложностью в обучении самостоятельно обращаться с ложкой станет перепачканный малыш, стол и пол вокруг. Это происходит по двум причинам – плохо развитая координация и желание всесторонне изучить пищу. Последнее может выглядеть как игра, ребенок будет размазывать пюре по столу и рукам, крошить хлеб, “месить” кашу. В принципе, в этом нет ничего плохого, так маленький человек знакомится с разными консистенциями.

Если на полу ковер, лучше будет его застелить пленкой. Ребенку можно надеть нагрудник или фартук, а на голову – чепчик, но и это не гарантирует, что после приема пищи его не придется выкупать. Следует пресекать ненужные игры за столом и запастись салфетками, чтобы сразу приучать маленького человека ими пользоваться.

Решив приучать ребенка кушать самому, можно столкнуться с отчаянным сопротивлением. Подобное происходит при излишней настойчивости родителей “Ты уже большой, ты должен”. В такой ситуации лучше отступить, отложить обучение на пару недель и тогда ребенок сам потянется за столовыми приборами.

Вероятно, вначале малыш будет пробовать есть руками. Пусть. Ведь поймать непослушными еще пальчиками кусочек, да еще и донести его ко рту очень и очень непросто.

Бывает и так, что и ребенку интересно и родители спокойны и терпеливы, но не дается этот навык и все тут! Не слушается рука, ускользает еда, переворачивается ложка раньше времени. Тут поможет только упорная тренировка. Тренироваться нужно не только во время еды, но во время игры.

Игры, помогающие освоить ложку

Игры-сортёры. Копилки. Можно сделать самостоятельно из картонной коробки, наклеив на нее изображение человека, животного, любимого персонажа мультфильма и вырезав отверстие на месте рта. Пусть малыш “кормит” его макаронами, пуговицами, горохом и другими небольшими предметами. Играть можно только под строгим присмотром взрослых, что бы мелкие детали не попали в дыхательные пути ребенка.

Игры с посудой. Дети любят играть мамиными “игрушками”. Разрешайте ребенку пересыпать крупу из одной миски в другую руками или ложкой. Начинать можно с крупных камешков, речных или декоративных, не важно. Главное, что они издают чудесное “дзинь!” о дно посуды. Пустую миску следует ставить справа от посуды с камешками, тогда рука будет двигаться слева направо, что позволит в дальнейшем создать базу для обучения письму.

Игры в песочнице, грузовики, подъемные краны, все эти игры помогут малышу научиться кушать самостоятельно.

При развитии навыка самостоятельного питания, как и любого другого, следует учитывать особенности темперамента, сроков развития, обучаемости конкретного ребенка. Родителям нужно подгадать время, когда их малыш проявляет интерес в нужной области, показывать, как правильно делать на своем примере, детально и медленно повторяя движения. С того момента, когда ребенок пробует сам воспроизвести действия взрослых, родным следует мягко направлять его руку в самых сложных моментах – зачерпнуть, удержать, перевернуть в рот. В процессе обучения необходимо быть внимательными и терпеливыми к малышу, и он обязательно вскоре порадует новыми умениями.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *