Есть ли польза от раннего развития ребенка?

Очень модным стало в последнее время стремление как можно раньше начать умственное развитие детей. Многочисленные кружки и секции, клубы и дома детского творчества, викторины, конкурсы и телевизионные шоу завлекают и детей и родителей в свои сети. Некоторым мамам и папам уже и не важно – будет ли его сын или дочь великим музыкантом, художником, математиком или спортсменом, главное – чтобы был при деле, не имел лишнего времени на глупости. Однако все чаще специалисты высказывают мнение, что раннее развитие таит в себе немало опасностей. Вот лишь некоторые из них:
- Отсутствие элементарных навыков у детей
- Неспособность мыслить самостоятельно
- Слабая подготовленность к взрослой жизни
- Утеря права выбора
Воспитание необходимо начинать с изучения окружающего мира
В погоне за суперспособностями родители забывают об элементарных вещах. Маленький человек должен сам через свой жизненный опыт понять, что можно, а чего нельзя, что хорошо, а что плохо, что приятно, что вредно. Научить ребенка бережно относиться к живым существам, окружающим его, куда важнее чем умение перечислить сотни зверей и птиц, изображенных на картинках. Мозг ребенка будет нацелен на запоминание массы информации, которая без жизненных навыков окажется бесполезным багажом. Малыш будет не способен размышлять, экспериментировать, понимать окружающую его действительность. Ведь нельзя обжечься о картинку, изображающую горячую чашку с чаем, нельзя почувствовать аромат фруктов, показанных в развивающем видео.
Детская память не так избирательна, как у взрослого. Ребенок впитывает в себя знания, как сухая губка воду. И это второй минус в стремлении сделать своих чад гениями. Заучить, запомнить что-либо намного проще, чем вникнуть самому, разобраться в причинах и последствиях, найти выход из тупика. Важно научить маленького человека мыслить, выстраивать логические заключения исходя из создавшейся ситуации. Гораздо полезнее дать волю фантазии маленьких художников, музыкантов и скульпторов, чем заставлять тупо повторять действия преподавателей и репетиторов. Пластилин, краски, барабан или дудочка – вот все, что нужно для творчества в раннем возрасте.
Права ребенка – главное в воспитании подрастающего поколения
Неслучайно в 2003 году в Декларацию прав ребенка было внесено право на игру. Не стоит думать, что игра – это бесполезное занятие. Лишая ребенка возможности играть – вы фактически лишаете его детства. Но это не само страшное. Через игру человек познает мир, обретает навыки, тренирует тело и мозг.
Чтобы убедиться в правомерности данного утверждения достаточно рассмотреть методы возвращения зверей, выращенных в неволе в живую природу. Известный зоолог Ясон Бадридзе в процессе воспитания животных в неволе пришел к выводу, что волчата, выросшие в одиночку в пустой клетке не способны обеспечить себя пищей. Они не имели элементарных навыков охоты. И тогда для лучшей адаптации к жизни на воле для молодняка устроили вольеры, максимально приближенные к естественным условиям и стали поселять по нескольку особей вместе. В процессе игры животные научились прятаться, предугадывать траекторию движения жертвы, приобрели навыки погони, непосредственного контакта и борьбы.
Не стоит навязывать еще не развитой личности тот или иной вид деятельности, или все сразу. Необходимо дать возможность испробовать все, к чему стремится душа и руки маленьких первооткрывателей. Иначе вырастет не гений, а послушный робот, действующий по нажатию кнопки на пульте. И ничего, что уже пора обедать или спать, а малыша не оторвать от карандашей. И не важно, что измазанный красками до неузнаваемости человечек не станет в будущем Пикассо или Рембрандтом, но он сам должен к этому прийти через личный опыт. Устанавливая рамки для только-только вставшего на ноги младенца (а то и еще не вставшего – некоторые родители начинают обучение с шестимесячного возраста) взрослые не дают ему права выбора. А для того чтобы воспользоваться этим правом, необходимы возможности. И возможности эти должны быть просты, доступны, безопасны и интересны.
Первые два-три года жизни ребенок должен провести в семье
Очень важным фактором в развитии детей первых лет жизни является возможность сконцентрировать на себе внимание взрослых и не делить его еще с двумя десятками таких же малышей. А иногда младенцу просто жизненно необходимо полное одиночество. Если ребенок прекрасно играет сам, пусть насладится этим состоянием, а мамы и папы пусть в это время посидят «тихонько в сторонке», лишь внимательно наблюдая за безопасностью этих игр. Одиночество для ребёнка чрезвычайно важно. Ведь именно в тишине и покое начинает работать фантазия. Ребёнок, которого все время окружают сверстники, родители, педагоги не имеет возможности и потребности думать и размышлять. За таких детей все решает режим, чужая воля. И естественно, они хуже говорят, меньше придумывают, медленнее соображают.
А главное – необходимо любить своих детей, ласкать, баловать. Чем дольше они остаются детьми, тем счастливее станут они в будущем, тем в более благоприятной обстановке будут воспитываться их дети.