Что делать, если ребенок жадина?

Первые несколько лет в жизни детей насыщены потоком богатой информации, в том числе. психологического характера. Все отношения детей со сверстниками выстраиваются в прямом соответствии тех моделей, которые ребенок получает, воспитываясь в семье. На каком из этапов взросления малыша жадность – обычное явление, а на каком требует внимания со стороны взрослых?
Мой ребенок- жадина!
До двухлетнего возраста дети обычно, говоря о себе, используют имя или местоимение “он” и абсолютно лишены понятия собственности в формате «мое-твое». Постепенно все меняется, и у малыша начинают формироваться представления о собственности, что выражается иногда в негативных реакциях на прикосновение к их вещам, игрушкам или попыткам пообщаться. Нормально ли это?
Первые проявления жадности не опасны
В период до трех лет проявления жадности ребенка нормальны и обусловлены важными процессами развития его психики.
Формирование понятий «свой –чужой» – обязательная часть процесса освоения пространства вокруг себя и становления важных социологических основ психики маленького человека через умение говорить «нет». Это в дальнейшем позволит противостоять манипуляциям со стороны окружающих.
Уже к трем годам малыши начинают активно играть в компаниях, и тогда собственность, которой можно делиться (игрушки), становится интересным преимуществом, представляя собой определенные выгоды, выражающиеся в интересном взаимодействии с другими детьми.
Проявления жадности у детей пятилетнего возраста
Обращения на себя внимания требуют проявления жадности у детей пяти-семи лет, поскольку такие особенности поведения могут сигнализировать о нарушении психического баланса малыша, наличии скрытых комплексов, мешающих социализации.
Ситуации, приводящие к проявлениям жадности:
1. Чаще всего жадность свойственна детям в неполных семьях или воспитанникам детских домов, а также лишенных достаточного внимания со стороны родителей, в том числе при отсутствии теплого эмоционального контакта с родителями. Любое проявление любви родителей, выраженное в виде подарка, малыш очень ценит и ему сложно с этим расставаться.
2. Отдельного внимания заслуживают проявления жадности у детей из чувства ревности к младшим братьям (сестрам). Поскольку внимание мамы большей частью сосредоточено на младшем ребенке, старший может это глубоко переживать.
3. Быть в центре внимания, получать доказательства доминирования, манипулировать близкими – признаки жадности.
4. Ненормальная застенчивость ребенка, мешающая ему налаживать отношения со сверстниками, иногда приводит к жадности, выражающейся в нежелании делиться любимой игрушкой, как предметом, наиболее близким в незнакомой и кажущейся враждебной, обстановке.
5. Некоторые дети развивают у себя признаки жадности из чувства аккуратности и бережливости – ими движет страх, что их вещь сломают или потеряют.
Как развить у ребенка здоровое желание общаться и делиться?
Самое главное во взаимоотношениях с «жадным» ребенком – наличие близкого доверительного контакта. Ведь ничего страшного в детской жадности нет – это всего лишь необходимый этап сего развития. Просто у каждого малыша, в силу обстоятельств, в том числе семейного характера, этот этап проявляется в своем собственном, индивидуальном возрасте. Родители должны с пониманием относиться к становлению характера ребенка и помочь ему адаптироваться в обществе.
Советы родителям
1. Нужно уважать собственность и личное пространство малыша и не принуждать его делиться чем-либо против собственно воли.
2. В ситуациях эмоционального отстаивания ребенком своей собственности, лучше переключать его внимание на другие вещи. Важно сохранить доверие ребенка.
3. Поощрения, похвалы и восхищение ребенком будут повышать его самооценку и стимулировать развитие потребности общаться и делиться. Полезны в воспитательном процессе будут истории о щедрости.
4. Не стоит стыдить и наказывать за жадность, лучше выявить один, даже маленький и незначительный, случай щедрости и превратить это в событие.
5. Чтобы ребенок проявлял щедрость, нужно его этому научить – подсказать, помочь, показать на собственном примере.
6. Отправляясь в гости, стоит взять с собой игрушки ребенка, объяснив, что ими можно меняться и так игра будет интереснее.
Воспитание ребенка до семи лет – важный и ответственный шаг в развитии навыков социализации в обществе, умении адаптироваться и взаимодействовать. Этот процесс кропотливый и долгий, требует особенного терпения и понимания потребностей психики малыша. В младшем возрасте дети еще не способны понять и принять желания и потребности людей вокруг. Поэтому важно задействовать при воспитании щедрости весь ассортимент возможных практик: собственный пример, «щедрые» истории, поощрения и объяснение выгод. Однажды проявив щедрость и получив с этого видимые преимущества, ребенок откроет для себя новую страницу выстраивания отношений с другими людьми.