Что делать, если ребенок жадина?

Первые несколько лет в жизни детей насыщены потоком богатой информации, в том числе. психологического характера. Все отношения детей со сверстниками выстраиваются в прямом соответствии тех моделей, которые ребенок получает, воспитываясь в семье. На каком из этапов взросления малыша жадность – обычное явление, а на каком требует внимания со стороны взрослых?

Мой ребенок- жадина!

До двухлетнего возраста дети обычно, говоря о себе, используют имя или местоимение “он” и абсолютно лишены понятия собственности в формате «мое-твое». Постепенно все меняется, и у малыша начинают формироваться представления о собственности, что выражается иногда в негативных реакциях на прикосновение к их вещам, игрушкам или попыткам пообщаться. Нормально ли это?

Первые проявления жадности не опасны

В период до трех лет проявления жадности ребенка нормальны и обусловлены важными процессами развития его психики.

Формирование понятий «свой –чужой» – обязательная часть процесса освоения пространства вокруг себя и становления важных социологических основ психики маленького человека через умение говорить «нет». Это в дальнейшем позволит противостоять манипуляциям со стороны окружающих. 

Уже к трем годам малыши начинают активно играть в компаниях, и тогда собственность, которой можно делиться (игрушки), становится интересным преимуществом, представляя собой определенные выгоды, выражающиеся в интересном взаимодействии с другими детьми. 

Проявления жадности у детей пятилетнего возраста

Обращения на себя внимания требуют проявления жадности у детей пяти-семи лет, поскольку такие особенности поведения могут сигнализировать о нарушении психического баланса малыша, наличии скрытых комплексов, мешающих социализации. 

Ситуации, приводящие к проявлениям жадности:

1. Чаще всего жадность свойственна детям в неполных семьях или воспитанникам детских домов, а также лишенных достаточного внимания со стороны родителей, в том числе при отсутствии теплого эмоционального контакта с родителями. Любое проявление любви родителей, выраженное в виде подарка, малыш очень ценит и ему сложно с этим расставаться. 

2. Отдельного внимания заслуживают проявления жадности у детей из чувства ревности к младшим братьям (сестрам). Поскольку внимание мамы большей частью сосредоточено на младшем ребенке, старший может это глубоко переживать. 

3. Быть в центре внимания, получать доказательства доминирования, манипулировать близкими – признаки жадности. 

4. Ненормальная застенчивость ребенка, мешающая ему налаживать отношения со сверстниками, иногда приводит к жадности, выражающейся в нежелании делиться любимой игрушкой, как предметом, наиболее близким в незнакомой и кажущейся враждебной, обстановке. 

5. Некоторые дети развивают у себя признаки жадности из чувства аккуратности и бережливости – ими движет страх, что их вещь сломают или потеряют. 

Как развить у ребенка здоровое желание общаться и делиться?

Самое главное во взаимоотношениях с «жадным» ребенком – наличие близкого доверительного контакта. Ведь ничего страшного в детской жадности нет – это всего лишь необходимый этап сего развития. Просто у каждого малыша, в силу обстоятельств, в том числе семейного характера, этот этап проявляется в своем собственном, индивидуальном возрасте. Родители должны с пониманием относиться к становлению характера ребенка и помочь ему адаптироваться в обществе.

Советы родителям

1. Нужно уважать собственность и личное пространство малыша и не принуждать его делиться чем-либо против собственно воли.

2. В ситуациях эмоционального отстаивания ребенком своей собственности, лучше переключать его внимание на другие вещи. Важно сохранить доверие ребенка. 

3. Поощрения, похвалы и восхищение ребенком будут повышать его самооценку и стимулировать развитие потребности общаться и делиться. Полезны в воспитательном процессе будут истории о щедрости. 

4. Не стоит стыдить и наказывать за жадность, лучше выявить один, даже маленький и незначительный, случай щедрости и превратить это в событие.

5. Чтобы ребенок проявлял щедрость, нужно его этому научить – подсказать, помочь, показать на собственном примере.

6. Отправляясь в гости, стоит взять с собой игрушки ребенка, объяснив, что ими можно меняться и так игра будет интереснее. 

Воспитание ребенка до семи лет – важный и ответственный шаг в развитии навыков социализации в обществе, умении адаптироваться и взаимодействовать. Этот процесс кропотливый и долгий, требует особенного терпения и понимания потребностей психики малыша. В младшем возрасте дети еще не способны понять и принять желания и потребности людей вокруг. Поэтому важно задействовать при воспитании щедрости весь ассортимент возможных практик: собственный пример, «щедрые» истории, поощрения и объяснение выгод. Однажды проявив щедрость и получив с этого видимые преимущества, ребенок откроет для себя новую страницу выстраивания отношений с другими людьми.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *